Образовательные стандарты

Ссылка на сайт Федерального Государственного Образовательного Стандарта
Государственный образовательный стандарт — это утверждаемый государственными органами нормативный акт, устанавливающий комплекс требований к содержанию образования определенного уровня.

В соответствии с российским законодательством каждый ребенок, не зависимо от региона проживания, состояния здоровья, способности к освоению образовательных программ имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям.

Дети с инвалидностью и ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания — удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – Стандарт) устанавливает требования к:

— структуре основных образовательных программ общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – Программы) и их объему;

— условиям реализации Программ;

— результатам освоения Программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Стандарт разрабатывается на основе современного законодательства Российской Федерации, с учетом международных правовых актов (Конвенции ООН о правах ребёнка, Конвенции ООН о правах инвалидов и др.), и обеспечивает возможность учёта региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов Российской Федерации при разработке и реализации Программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Стандарт учитывает:

— особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и необходимость создания для них специальных условий получения образования;

— неоднородность состава группы детей с ограниченными возможностями здоровья;

— диапазон возможностей освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ и вариативность условий их образования Стандарт утверждает основные принципы:

— создания благоприятной социальной ситуации развития и образования каждого обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, особыми образовательными потребностями, в том числе, и создание специальных условий для получения образования

— взаимодействия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья со сверстниками, не имеющими таких ограничений;

— приобщения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к общечеловеческим ценностям, социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Стандарт преследует следующие цели:

— обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

— обеспечение всем обучающимся с ограниченными возможностями равного доступа к получению качественного общего образования с учетом индивидуальных образовательных потребностей независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

— обеспечение вариативности образовательных Программ (по уровню сложности, объему содержания и направленности) и разнообразия организационных форм, их реализации с учётом особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и мнения их родителей;

— обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

Стандарт является основой для:

— разработки примерной адаптированной образовательной программы общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – Примерной программы);

— разработки и реализации образовательной организацией основной образовательной программы общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; — разработки и реализации образовательной организацией адаптированной основной образовательной программы общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

— определения нормативов финансового обеспечения реализации Программы, в том числе, индивидуальной, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

— формирования учредителем государственного (муниципального) задания в отношении образовательной организации;

— объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности организации и подготовки обучающихся, осваивающих образовательные программы, при осуществлении государственной аккредитации и государственного контроля в сфере образования;

— подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических и руководящих работников образовательных организаций, осуществляющих образование детей с ограниченными возможностями здоровья.